Региональная общественная организация
Адрес:
119002, Россия, г.Москва, Денежный пер., д.12

О вечном

8 апреля 2011г. в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки в Гороховском переулке открылась выставка «Аркадий Пластов. Образ минувшего». Посетить экспозицию, в составе которой собрано более 100 работ известного живописца, народного художника СССР, можно до 29 мая. Но стать одним из первых, кто прикасается взглядом к прекрасным творениям земляка, присутствовать на открытии выставки – это особое чувство.

Ульяновский регион всегда позиционирует себя, как «земля талантов». Литераторы Языков, Гончаров, Карамзин, политические деятели Ульянов-Ленин и Керенский известны всей России. Аркадий Александрович Пластов, родившийся в деревне Прислониха тогда еще Симбирской губернии, тоже гордость нашей области. Может, сейчас наше молодое поколение точно и не ответит на вопрос, какие он картины написал, когда он жил и какие книги проиллюстрировал, но то, что «Пластов – это художник» знают все.

Несмотря на неожиданный не по-весеннему холодный дождь на открытии собралось много людей. Картины Пластова развешены на двух этажах в нескольких полутемных залах, но от наплыва посетителей к ним практически не протолкнуться – приходится по несколько минут стоять в очереди, чтобы хорошенько разглядеть красочные полотна. Здесь, кажется, и представители старой интеллигенции (наверняка те, кто ходил еще на пластовскую выставку в Манеже в советские времена), и церковные деятели в рясах (часть выставки посвящена именно религии), и студенты (которые чаще останавливаются у иллюстраций к «Капитанской дочке» и поэме «Мороз, Красный нос), и школьники с блокнотами (наверное, будущие портретисты. Двенадцатилетняя девочка, простоявшая всю церемонию открытия пластовской выставки впереди меня, пристально вглядывалась в лица выступавших и старательно набрасывала эскизы карандашом). Одни одиноко ходят по залам, останавливаясь надолго перед портретами, например, фронтовиков (они открывают экспозицию в главном зале), другие перемещаются целыми группами, дискутируя о светотенях и темах, выбранных живописцем для произведений искусства. Я сама очень долго стояла около пластовских иллюстраций к пушкинской «Капитанской дочке» и его так называемого урбанистического пейзажа – памятника Пушкину на Тверской. Там, на картине, все совсем иначе, контрастно с современностью: преобладают красные цвета, символизирующие Советский Союз, другая архитектура и вывески вокруг каменного поэта. Пришлось поломать голову, чтобы понять, с какой именно стороны Пластов зарисовал «наше все».

Торжественная часть - это не просто громкие слова благодарности вникуда, но воспоминания, личные впечатления спикеров, которыми им хотелось поделиться с залом.

Сергей Николаевич Андрияка, хозяин этой самой галереи, искренне рад возможности выставлять работы такого художника, как Пластов. Ведь он оказал влияние и на дальнейшее развитие русской живописи, а, следовательно, и на современную школу.

Валентин Михайлович Сидоров, живописец и друг Пластова, вспоминал, как художник приходил слушать к нему колокольный звон перед отъездом в Прислониху, очень эмоционально рассказывал, как долго уговаривал Аркадия Александровича сделать выставку в Манеже и, так и не добившись оканчательного ответа, решился сделать ее сам. Наследники русского живописца, Николай Николаевич Пластов и его жена, Татьяна Юрьевна, благодарили всех тех, кто помогает им нести высокое искусство в массы. Вспоминали, что в одном из парижских музеев выставляется замечательная картина «Праздник урожая»,где вся экспозиция сопровождается советской музыкой и отрывками из докуметальных передач. «Жаль, что наши дети этого не видят. Им тоже стоит помнить о своей истории,» - завершила Татьяна Юрьевна.

Лидер партии КПРФ, Геннадий Андреевич Зюганов, не упускает случая выступить на мероприятиях, так или иначе связанных с Ульяновской областью. Здесь он вручает награды наследникам Пластова, поощряет инициативу художника Сидорова, предложившего открыть большой пластовский музей, и, вспоминая что сам родился в глубинке, говорит, что в провинции всегда было много талантов, подтверждением чему и стал художник Пластов.

Торжественная часть завершена и люди расходятся. Кто-то продолжает осматривать экспозицию, кто-то торопится домой. В зале маленькие девочки продолжают изучать палитру красок на картинах, изображающих крестьян. В холле четыре подружки преклонного возраста обсуждают Зюганова и работы Пластова. Они очень эмоциональны и, когда их взгляды на понимание картины расходятся, начинают громко спорить. Я улыбаюсь и думаю, что обвинять нашу страну в бескультурности еще рано. Пока художника впечатляет мир, а наблюдателя – картины живописца, все стоит на своих местах.

Через два года будет юбилей, 120-летие со дня рождения Пластова. В Ульяновске уже открыли музей его имени при помощи председателя счетной палаты Сергея Вадимовича Степашина,нашего земляка аудитора счетной палаты Сергея Николаевича Рябухина и губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова; а наследники надеются собрать все его картины в одном месте, хотя бы на несколько недель выставки, чтобы впечатление от Аркадия Пластова было полным.

Алина БЕЛИНИТЕ,  журфак МГУ